Из дальних поездок всегда немного грустно возвращаться. Потому что вроде как всё самое главное уже позади. Да и усталость уже притупляет восприятие нового. И поэтому, наверно вся обратная дорога через три страны в памяти осталась одним общим воспоминанием.
Сразу после Saltstraumen через перевалы
между гор и озёр отбиваясь от овец мы уехали к ближайшему переходу Норвегия-ШвецияГраница нас удивила. Точнее не сама граница, а контраст между Норвегией и Швецией. Норвежский участок 77 дороги был отличной дорогой, хоть и извилистой, но с разметкой, шедшей по живописному ущелью в котором постоянно ощущалась жизнь
вплоть до того, что на самой границе был даже кемпинг Швеция же нас встретила безлюдьем и полным пренебрежением к водителям прямо от границы. Дальше мы ехали по высокогорном долинам на высоте около 700 метров над уровнем моря около 200 км практически безлюдным, по дороге без признаков разметки и освещения, временами асфальтированной, а временами представляющей из себя только утрамбованный гравий. Причём на грунтовых участках я многократно задумывался о том, что слова о примитивности мышления шведов и их ограниченности не лишены смысла, поскольку въезды на эти участки сопровождались знаком ограничений скорости 100 км/ч и, не смотря на то, что это была щебёнка, шведы летели по ней именно на такой скорости, поливая свои машины и проезжающих мимо очередями из вылетающих камней.На всём протяжении до Arjeplog, где мы планировали переночевать, нам встретилась только одна заправка и ни одного места для отдыха, где бы можно было встать, развернуть столик и попить кофе. Изредка только попадались апендиксы с 4-х часовым ограничением, чтобы не ночевали.
Мы даже не заметили как пересекли полярный круг обратно. Только по возвращению, почитав интернет, мы узнали что ехали по так называемой «Серебрянной дороге», которая соединяла серебрянные рудники с норвежским побережьем Атлантики. Когда рудники истощились, дорога пришла в запустенье и только в последние год-два началось её восстановление. Едь мы годом раньше — то и вообще бы асфальта не увидели.То, что мы были у границы полярного круга, постоянно напоминали встречные автомобили гирляндами дополнительных фар
и стада оленей, предпочитающих для своих миграций асфальт.Но ночью мы были вознаграждены отдыхом в шведском кемпинге
Как обычно он был на высоте. Громадный, с комфортыми бытовыми домиками, ровными площадками, бассейном, пляжами, местами для гриль и кучей детских площадок. Перед самой ночью нас посетил даже заяц. Правда фотографироваться он отказался напрочь.Следующую ночь, обогнув Ботнический залив
и затарившись продуктами и пивом между Финляндией и Швецией в Tornio мы ночевали ещё в Oulu на берегу всё того же залива и в Juva заехав по пути в музей колоколов Vaskikello и уже перед самой границей с Россией случайно набредя на военно-исторический музей Salpalinja